Интерактивный портал

министерства труда, занятости и социального развития

Архангельской области

Войти через госуслуги

Ответы на обращения, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц

Социальная защита, труд и занятость

 

Почему инвалидам, проживающим в приватизированных жилых помещениях, не предоставляется компенсация расходов платы за содержание жилого помещения?


Права инвалидов на получение мер социальной поддержки установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 181-ФЗ).

Статьей 17 Федерального закона № 181-ФЗ установлено, что инвалидам предоставляется компенсация расходов в размере 50 процентов платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее — плата за содержание жилого помещения), исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Из содержания указанной нормы следует, что предоставление компенсации расходов платы за содержание жилого помещения распространяется на жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов и не распространяется на жилые помещения частного жилищного фонда, то есть на жилые помещения, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц (на основании договора купли-продажи, мены, дарения, приватизации и т.д.).

Таким образом, инвалид, проживающий в жилом помещении, которое находится в его собственности или в собственности граждан или юридических лиц, право на компенсацию расходов платы за содержание жилого помещения не имеет.

 

Почему инвалиды в Архангельской области не имеют права на бесплатный проезд в общественном транспорте?


Право на бесплатный проезд инвалидам на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси, до 1 января 2005 года было установлено статьей 30 Федерального закона № 181-ФЗ (в редакции от 23 октября 2003 года).

Данная норма Федерального закона № 181-ФЗ была признана утратившей силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, который установил замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации.

Указанным федеральным законом отдельные льготы инвалидам, в том числе бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), которыми они пользовались до 1 января 2005 года, заменены мерами социальной поддержки, предусмотренными действующим Федеральным законом № 181-ФЗ, в том числе введена ежемесячная денежная выплата, размер которой подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.
Таким образом, с 1 января 2005 года Федеральным законом № 181-ФЗ такая мера социальной поддержки инвалидам как бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения не предусмотрена.

Вместе с тем в соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет собственных средств.

Так, в бюджете муниципальных образований «Город Архангельск» и «Северодвинск» предусмотрены средства на обеспечение бесплатного проезда в общественном транспорте по городским автобусным маршрутам граждан, достигшим возраста 70 лет и старше.

 
 

Какие выплаты предусмотрены при рождении первого ребенка?


1. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» с 01 января 2018 г. введена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

Право на получение ежемесячной выплаты имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации в случае рождения (усыновления) ребенка, при условии наличия у него гражданства Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения. В Архангельской области в 2019 году данная величина в целях определения размера среднедушевого дохода семьи составляет 19 513,50 рубля (для семьи из трех человек доход в месяц не должен превышать 58 540,50 рубля). Размер ежемесячной выплаты на 2018 год составляет 11 866 рублей.

2. В соответствии со статьей 10 областного закона от 5 декабря 2016 года
№ 496-30-03 «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» женщинам, родившим первого ребенка в возрасте от 22 до 24 лет включительно предоставляется единовременная денежная выплата в размере 30 000 рублей.

Выплата назначается и выплачивается однократно женщинам, имеющим гражданство Российской Федерации, имеющим место жительства (место пребывания) на территории Архангельской области не менее трех лет, среднедушевой доход семьи которых не превышает полуторную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную постановлением Правительства Архангельской области (устанавливается каждый квартал).

3. В соответствии со статьями 6-7 областного закона от 05 декабря 2016 года № 496-30-03 «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области» гражданам, имеющим детей, проживающим на территории Архангельской области в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Архангельской области (устанавливается каждый квартал), назначаются и выплачиваются следующие социальные пособия:

ежемесячное пособие на ребенка в размере 139,20 рубля;
дополнительное ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до трех лет на обеспечение питанием в размере 350,40 рубля.
С информацией о мерах социальной поддержки гражданам, имеющим детей, Вы можете ознакомиться на интерактивном портале министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.arhzan.ru) в подразделе «Меры социальной поддержки» раздела «Соцзащита». А также обратиться в отделение социальной защиты населения по месту жительства.

 
 

В семье трое детей, старшему исполнилось 18 лет, и семья утратила статус многодетной. Старший ребенок обучается в ВУЗе. Какие меры социальной поддержки есть для нашей семьи?


Семья, имеющая в своем составе трех и более детей (рожденных, усыновленных), в том числе детей в возрасте от 18 лет до 21 года, обучающихся в образовательной организации, проживающих совместно с родителями (усыновителями), при условии, что один из родителей (усыновителей) имеет гражданство Российской Федерации, и среднедушевой доход которой не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную постановлением Правительства Архангельской области, имеют право на компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг в размере 30 процентов платы за коммунальные услуги (статья 25 областного закона от 5 декабря 2016 года № 496-30-03 «О социальной поддержке семей, воспитывающих детей, в Архангельской области»).

Данная компенсация носит заявительный характер и предоставляется при соблюдении указанных выше условий со дня обращения.

За более подробной информацией по предоставлению компенсации необходимо обратиться в отделение социальной защиты населения по месту жительства.

 

Какая сейчас минимальная заработная плата в Архангельской области?


По вопросу о заработной плате граждан, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, сообщаем следующее.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включена величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Статья 133 Трудового кодекса Российской Федерации обязывает работодателя устанавливать размер месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда.
Начиная с 01 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года.
Федеральным законом от 25 декабря 2018 года № 481-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 01 января 2019 года минимальный размер оплаты труда установлен в размере 11 280 рублей в месяц, что соответствует величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, утвержденного Приказом Минтруда России от 24 августа 2018 года № 550н «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2018 года».

Поскольку минимальная заработной плата в Архангельской области не установлена, то применяется минимальный размер оплаты труда, установленный на федеральном уровне.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 года помимо гарантированной выплаты заработной платы не ниже минимального размера, гражданам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, оплата труда должна осуществляться в повышенном размере. Повышенная оплата труда обеспечивается путем установления соответствующих районных коэффициентов и процентных надбавок.

Районный коэффициент на территориях Архангельской области, отнесенных к районам Крайнего Севера составляет 1.4, в районах, приравненных к районам Крайнего — 1.2.
В соответствии с Инструкцией о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утвержденной приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 (далее — Инструкция), процентная надбавка начисляется:

в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера 10 процентов заработка по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 50 процентов заработка;
в районах Крайнего Севера 10 процентов заработка по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 10 процентов за каждые последующие шесть месяцев работы, а по достижении шестидесятипроцентной надбавки — 10 процентов заработка за каждый последующий год работы до достижения 80 процентов заработка;

молодежи (лицам в возрасте до 30 лет), прожившей не менее года в районах Крайнего Севера и вступающей в трудовые отношения, надбавки начисляются с 01.01.1991 в размере 20 процентов по истечении первых шести месяцев работы с увеличением на 20 процентов за каждые последующие шесть месяцев и по достижении 60 процентов надбавки — последние по 20 процентов за год работы, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 10 процентов за каждые шесть месяцев работы.

Следует отметить, что подпунктом 11 пункта 7.3 Архангельского областного трехстороннего соглашения между объединениями профсоюзных организаций Архангельской области, объединениями (союзами) работодателей Архангельской области и Правительством Архангельской области по вопросам социально-трудовых отношений на 2018 — 2020 годы на работодателя возложена обязанность обеспечить молодежи в возрасте до 30 лет выплату процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в полном размере с первого дня работы в данных районах или местностях, если они прожили в указанных районах и местностях не менее пяти лет.
Таким образом, с учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях минимальная заработная плата в Архангельской области с 01 января 2019 года в районах Крайнего Севера составляет 24 816 рублей, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера — 19 176 рублей.

 

С чем связаны изменения величины прожиточного минимума в Архангельске области?


Прожиточный минимум является стоимостной оценкой потребительской корзины. Прожиточный минимум в Архангельской области рассчитывается министерством труда, занятости и социального развития Архангельской области ежеквартально для основных социально-демографических групп населения в соответствии с Правилами исчисления величины прожиточного минимума в Архангельской области, утверждённым постановлением Правительства Архангельской области от 16 июля 2013 года № 321-пп, на основании потребительской корзины, данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Величина прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии устанавливается ежегодно областным законом на основании потребительской корзины и данных Росстата об уровне потребительских цен на продукты питания. Расчет прожиточного минимума осуществляется в соответствии с рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
На уровень цен влияют различные факторы, в том числе, сезонности, выход на потребительский рынок крупных сетевых магазинов, способных устанавливает более низкую ценовую политику, вследствие чего величина прожиточного минимума может изменяться от квартала к кварталу.

 

Прошу оказать содействие в трудоустройстве


Согласно статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости , или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения.
При обращении в центр занятости гражданину будут оказаны государственные услуги по информированию о положении на рынке труда в Архангельской области по содействию в поиске подходящей работы, в том числе в других субъектах Российской Федерации.

Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, государство гарантирует выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности, а также осуществление мер активной политики занятости населения, выключая получение услуги по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию по направлению органов службы занятости.

В случае отсутствия возможности трудоустройства по месту жительства центры занятости содействуют безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости. При этом предусмотрено предоставление безработным граждан финансовой поддержки при переезде (переселении).
Все услуги, связанные с содействием занятости населения, предоставляются гражданам бесплатно.

С перечнем государственных услуг в области содействия занятости граждане могут самостоятельно ознакомиться на интерактивном портале министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.arhzan.ru) в подразделе «Услуги гражданам» раздела «Труд и занятость». В подразделе «Банк вакансий» указанного раздела размещена информация о вакансиях, заявленных работодателями Архангельской области.
Информация о наличии вакантных рабочих мест обновляется ежедневно.

С информацией о вакансиях в регионах России, включая Архангельскую область, можно ознакомиться на информационном портале Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России» (www.trudvsem.ru).

С целью расширения диапазона поиска работы специалисты центра занятости могут оказать помощь в размещении резюме на интерактивном портале министерства и на информационном портале Федеральной службы по труду и занятости «Работа в России».

 

Какой порядок выдачи справок о сохранении среднего заработка гражданам, уволенным по сокращению (ликвидации)?


Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс).

В соответствии с указанной статьей увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, принятие органом службы занятости решения о сохранении среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью второй статьи 318 Трудового кодекса, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

Данная позиция также отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 23 января 2017 года № 69-КГ 16-12.
Верховным Судом Российской Федерации установлено, что по смыслу данной нормы закона своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения.

Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев.

В определении Верховного Суда Российской Федерации также указано, что при рассмотрении вопроса о сохранении среднего месячного заработка учитываются представленные гражданами документы, подтверждающие наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми они могли бы претендовать на сохранение среднего месячного заработка в период трудоустройства (отсутствие средств к существованию, тяжелая болезнь, требующая дорогостоящего лечения, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника и т.п.). Аналогичная позиция поддерживается судами Архангельской области.
Яндекс.Метрика